Голосование

Как вы оцениваете проект нового стандарта образования в РФ?
 
Н. М. Лямцева МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» города Рязани.

фото
Краеведение как социокультурный феномен имеет почти 150- летнюю историю развития в России. Основными социальными институтами, включенными в краеведческую деятельность, остаются музеи, библиотеки, школа.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Мы с гордостью рассказываем гостю о красоте и богатстве своего родного края. Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты - все это мы передаем детям, что очень важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Большая роль в этом отводится учителю.

В 9-х классах введен курс краеведения, при изучении которого учителя города Рязани используют учебное пособие «История родного города» под редакцией профессора П. В. Акульшина, но в связи с современными подходами в образовании на уроках и во внеурочной деятельности по краеведению я использую дополнительный материал и презентации, составленные учащимися и учителем в среде Power Point, которые расширяют знания учащихся о родном крае.

Современное инновационное образование в школе предусматривает расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития учащихся в учебном процессе.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в развитии творческих способностей учащихся.

Знакомство с приемами создания презентаций в среде Power Point проходит при использовании материала по краеведению.

На отдельных уроках проводится конкурс на лучшую работу. В оценке качества работ принимают участие сами учащиеся.

На уроке по теме «Культура Рязанского края в 19 веке» группа учащихся приготовила интересную презентацию, посвященную 230- летию образования Рязанской губернии. Свою работу школьники назвали «Прогулки по историческому центру Рязани».

В этой работе учащиеся рассказывают об образовании Рязанской губернии, которая просуществовала почти 150 лет- с 1778 по 1929 год. В конце 18 - первой половине 19 века Рязань начал застраиваться по новому плану, появилось много интересных каменных зданий, которые и сейчас украшают наш город.

Из крупных зданий во второй половине XVIII в. были сооружены Редутный дом и здание Присутственных мест (ныне фабрика «Рязаньвест»).

В 1816 г. недалеко от Редутного дома было выстроено здание Рязанской губернской больницы (ныне улица Каляева, 46). Его считают лучшим из построек в стиле классицизма в Рязани.

К постройкам позднего классицизма относится здание духовной семинарии (автор проекта столичный зодчий А. А. Михайлов ), выстроенное в 1812-1816 гг. (ныне улица Каляева, 20).

Перестройка Рязани по регулярному плану заняла не одно десятилетие, и окончательно свой стройный облик город обрел только в первой трети XIX века.

В числе, построек, возведенных в первые годы грандиозной реконструкции, был гостиный двор.

Архитектором гостиного двора был Иван Григорьевич Сулакадзев (1741-1821 гг.), служивший рязанским губернским архитектором в 1782-1806 гг.

Строительство «каменных рядов» велось купцами в складчину, каждый строил желаемое число торговых лавок сам.

К середине XIX века гостиный двор постепенно утрачивает свое значение главного торгового центра. Оно переходит к так называемому «новому базару», сейчас пл. Ленина.

Наряду с общественными зданиями возводились и частные каменные дома.

Однако столь дорогое удовольствие могли позволить себе немногие горожане.

В конце XVIII века в Рязани насчитывалось всего лишь шестнадцать частновладельческих домов. Все они принадлежали богатейшим представителям городского купечества. В их числе Гаврила Васильевич Рюмин (1751-1827 гг.) - купец, позже дворянин, известный рязанский благотворитель.

Им был выстроен один из самых красивых частных домов

(сейчас художественный музей).

В 1808-1815 гг. на Астраханской улице было выстроено здание Рязанской 1-й мужской гимназии, которое стало одним из самых больших в городе, заняв почти целый квартал. Гимназия была открыта 27 ноября 1804 года.

На грани XVIII-XIX вв. было сооружено самое значительное здание города того времени - Дом Дворянского собрания (ныне Дворец бракосочетания). Его архитектор сын известного архитектора М. Ф. Казакова - М. М. Казаков, как отмечают искусствоведы, был хорошо знаком с лучшими московскими постройками того времени и одновременно создал оригинальное здание.

Крупным произведением церковного зодчества явилась соборная колокольня, законченная в 1840 г. петербургским архитектором Н. И. Воронихиным. Она как бы связала собор, выстроенный Я. Г. Бухвостовым, со всем архитектурным пейзажем, усилив роль Кремля в новой застройке города.

Все эти постройки и ныне украшают Рязань, являясь убедительным свидетельством того, что здесь в первой половине XIX в. были сооружены оригинальные здания, на возведение которых заметное влияние оказали передовые идеи искусства того времени. Планировка города в XVIII в. и его застройка в первой половине XIX в. свидетельствовали как о влиянии прогрессивного направления в архитектуре того времени, так и о хороших художественных вкусах его строителей.

В. Г. Белинский, проезжая в 1829 г. через Рязань, писал: «Рязань есть первый истинно хороший город, который я увидел. Правильное расположение улиц, их чистота, прекрасные строения, гостиные ряды, лавки - все это привело меня в крайнюю степень восторга и удивления. Я тут в первый раз, собственным своим опытом узнал, что в России есть прекрасные города».[1]

С каждым годом город обновляется, появляются новые красивые дома, но особую прелесть придают городу его старинные здания, которые надо беречь и охранять.

Поисковая работа и создание компьютерных презентаций создают возможность для учащихся самостоятельно формировать свою точку зрения, свое понимание процессов прошлого,

Искусство педагога заключается в том, чтобы так организовать поисковую работу и воздействовать на ученика, чтобы он загорелся и захотел заняться этим.

А. С. Макаренко сказал, что идя навстречу детскому интересу ... мы оказываемся как раз на путях новейшей педагогики.

«Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории, к народным героям, к заветам и победам предков наших» - пишет С. Т. Коненков. [2]

Создание презентаций по краеведению, поисковая работа по подбору материала к ним является одним из средств воспитания патриотизма.

Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 годы», а по окончании празднования 60-летия великой Победы, Правительство утвердило новую программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

Накопленный мною опыт дает возможность выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, используя краеведческий материал.

Мы с учащимися нашей школы собирали материал о малолетних узниках фашизма.

Был собран материал о малолетних узниках фашизма, которые рассказали о своей жизни. Собирая материал, встречаясь с бывшими малолетними узниками, которые пережили застенки концлагерей, фашистский плен, учащиеся поняли, что не только взрослые, но и дети страдали в годы войны.

Собранный материал был оформлен в «Книгу памяти» и составлена презентация «Малолетние узники фашизма», которую дети используют для проведения бесед в разных классах.

Данный проект учащиеся нашей школы представляли на городском конкурсе «Начало» и приняли участие во Всероссийском конкурсе «Человек в истории». 15 учащихся были награждены грамотами общества «Мемориал».

Наш рязанский край богат своей историей, знатными людьми.

Программа элективного курса: «История рязанского края в лицах», разработанная мною, знакомит учащихся с рязанцами, которые прославили наш край. Это такие известные всему миру имена как И. П. Павлов, Э. К. Циолковский, С. А. Есенин, Ф. А. Полетаев, А. А. Александров и многие другие.

Дети с удовольствием готовили презентации о своих замечательных земляках к турниру знатоков «Гордость земли Рязанской».

Эффективность информационных технологий зависит от того, как мы их используем. Необходимо отойти от традиционного распределения ролей между учителем и учеником, внести изменения в организацию учебного процесса.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Это активизирует внимание учащихся развивает мышление, воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются на уроках и порою готовят очень интересные сообщения и презентации.

Литература:

1. Пашкевич И. А. Патриотическое воспитание.- Волгоград: Учитель, 2006.

2. Попов И. П. И др. Два века рязанской истории.- Рязань, 1991.

3. Черненко О. Н. Информационные технологии в учебном процессе.- Волгоград: Учитель, 2007.


[1] И. П. Попов и др. Два века рязанской истории: Рязань, 1991, стр. 64

[2] Военно- патриотическое воспитание молодежи: Проблемы и опыт. - М.: Патриот, 1991, стр. 12

࠭妪 鳨 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru ������.�������