Голосование

Как вы оцениваете проект нового стандарта образования в РФ?
 
Каждый должен оставить в жизни свой след, украсить делами своими ту землю, на которой родился.
(Н. И Лобачевский.)

Составлена учителем истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Рязани Лямцевой Надеждой Михайловной

Объяснительная записка.

В связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества перед образованием стоят задачи, связанные с реализацией новых целей и ценностных ориентиров.
Человечество в 21 в. как бы заново переосмысливает мир.
Реализация личностно - развивающего подхода в обучении является необходимым условием перехода к новому содержанию образования, ценности и идеалы которого заявлены в Законе Российской Федерации «Об образовании», статье 14, где говорится, что оно «должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…»
Федеральная программа развития образования в России также нацеливает на решение этой главной проблемы в перестройке содержания образования.
Разработанная в нашей школе концепция предполагает введение развивающихся технологий обучения и воспитания.
Во внеклассной работе по истории заложены большие возможности патриотического и нравственного воспитания.

Элективный курс «История Рязанского края в лицах» углубляет и расширяет знания учащихся, полученные при знакомстве с краеведческим материалом на уроках истории Отечества.

Я стараюсь вместе с учащимися отбирать необходимый материал, формировать современный взгляд на происходящие события и людей, которые прославили Рязанский край.

Настоящая программа предназначена для учащихся 9-х классов полной средней школы.
Программа рассчитана на 17 часа.

Цель элективного курса « История Рязанского края в лицах» – расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности и воспитание патриотизма.

Одна из ведущих задач - развитие мышления, активизация познавательных способностей, умений учащихся сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал.

Этот курс способствует расширению кругозора учащихся.

Знакомясь с историей рязанского края, учащиеся узнают о проявлении подлинного патриотизма нашими земляками.

Эта работа развивает познавательную активность учащихся, в совместной творческой работе рождается дружба, умение сотрудничать, творчески мыслить.

Изучать историю родного края – это не только усваивать перечень ее событий, но и черпать в ней народную мудрость и мужество, высокие патриотические чувства и вдохновение для грядущих дней.

Программа курса включает в себя 4 модуля.

Первый - теоретический. В нем дается представление об истории родного края, он знакомит учащихся с видными деятелями земли Рязанской и их вкладом в историю Родины.

Второй нацеливает на проведение экскурсий по родному краю, историческим местам и музеям Рязани.

Третий модуль программы посвящен встречам с интересными людьми нашего края, планирует подведение итогов работы в форме праздников, познавательных игр, викторин, олимпиад, фестивалей.

Четвертый - практический.

Каждый школьник готовит сообщение или реферат на заданную тему, опираясь на полученные знания. Большую роль в подборе материала имеет самостоятельная работа учащихся, активизируется их познавательная деятельность при подготовке сообщений, докладов, заочных путешествий и т. д.

Учитель в своей работе по этой программе может больше внимания уделять той или другой теме, менять последовательность изучения материала. Программа создает основы для творческого подхода в работе.

Во время занятий используются разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся с источниками и научными статьями, подготовка сообщений, докладов, рефератов, а также нацеливает учащихся на поисковую работу и создание компьютерных презентаций.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать факты из истории родного края;
  • сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;
  • применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;
  • конспектировать изучаемый материал;
  • высказывать мнение по изучаемому вопросу;
  • готовить сообщения, доклады, рефераты;
  • использовать информацию из различных источников;
  • вести дискуссию.

Первая ступень усвоения – знакомство - рассматривается как запоминание и воспроизведение информации. Знание основывается на фактах и является методом усвоения информации или владения теорией. Категория знания включает: факты, понятия, хронологию, последовательность событий, теорию, принципы обобщения.

Вторая ступень – понимание и применение - рассматривается как знание, которое позволяет пользоваться имеющейся информацией. Понимание - более высокая ступень усвоения. Оно обнаруживается в умении схватить основной смысл изучаемого материала, использовать полученные данные для определения причинно-следственных связей, умение применять информацию.

Третья ступень – анализ, синтез, оценка - позволяет судить о ценности какой- либо идеи, объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; приводить оценки исторических событий, а также умение давать себе рефлексивную оценку.

Перечисленные ступени представляют этапы, которые достигает учащийся по мере овладения знаниями на уроках истории и занятиях по курсу

«История Рязанского края в лицах»

В 6-8 классах на уровне знакомства включается краеведческий материал в программу по истории России, а для тех, кто особенно интересуется историей родного края проводятся в 9 классах занятия элективного курса «История рязанского края в лицах», который рассчитан на 17 часа.

В 9 классе больше внимания уделяется выработке умений и навыков написания сообщений, рефератов, проектов на заданную тему и их защита на конференции, выступление с ними на семинарах и т. д. Идет усвоение материала на уровне понимания, применения и оценки.

Элективный курс
«История Рязанского края в лицах»
Тематическое планирование.
9 класс.
17 часов.

Тема занятия

Формы и методы обучения

Формы и средства контроля

1

Вводный урок.

Обзор литературы о Рязанском крае и знатных рязанцах.

Вводная лекция

Распределить темы сообщений и рефератов для учащихся

2.

Как правильно оформить реферат и проект.

Занятие – практикум

Конспект

3

Знатные рязанцы.

Лекция

Составить таблицу, викторину, кроссворд.

Написать сообщение.

4

«Отечества славные сыны».

Экскурсия в краеведческий музей.

Подготовить сообщение об одном из знатных рязанцев

5

Встреча с интересными людьми Рязани.

Устный журнал

Составить вопросы для интервью.

6

Рязанцы – деятели науки.

Семинар.

Сообщения о
И. П. Павлове,
К.Э. Циолковском,
И.В. Мичурине,
В.Ф. Уткине и др.

7

Рязанцы – писатели и поэты.

Литературный вечер.

Подготовка сообщений.

8.

Рязанцы – композиторы и певцы.

Устный журнал.

Сообщения об
А.В. Александрове,
А.Г. Новикове,
братьях Пироговых.

9-10.

Рязанские художники и их произведения.

Экскурсия в художественный музей.

Сообщение «Рязанские художники и их произведения»

11- 12

Они сражались за Родину.

Круглый стол.
Встреча с ветеранами.
Проблема:
как вы считаете, в жизни всегда есть место подвигу?..

Сообщения о М.Скобелеве,
Ф. Полетаеве,
А. Зубковой и др.

13

Святые земли Рязанской

Работа с книгами:
«Святые земли Рязанской»
«Про рязаночек святых, мудрых и достослав-ных»

Составление таблицы:
« Достопочтенные рязаночки»

14-15

Конференция на тему: «Мой край Рязанский»

Конференция

Защита рефератов

16-17

Турнир знатоков «Гордость земли Рязанской»

Турнир Знатоков

Составить тест «Знатные рязанцы»


9 класс.


Создание коллективного проекта на тему:

«Знатные рязанцы».


Рязанцы – поэты и писатели:

  • СергейАлександрович Есенин (3.10.1895 - 28.12.1925)
  • Алексей Силыч Новиков-Прибой (12.3.1877 – 29.4.1944)
  • Яков Петрович Полонский (6.12.1819 – 18.10.1898 )
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (15.1.1826 – 28.4.1889)
  • Александр Исаевич Солженицын - 1918г.
  • Надежда Дмитриевна Хвощинская (1825-1889)

Рязанцы – деятели науки.

  • Иван Петрович Павлов (16.09.1849 - 1936)
  • Константин Эдуардович Циолковский (17.09.1857 - 19.09.1935)
  • Иван Владимирович Мичурин (15.10.1955 - 7.06.1935)
  • Павел Андреевич Костычев (1845 - 1895 )

Рязанцы –композиторы и певцы.

  • Александр Васильевич Александров (01.04.1883 - 8.07.1946)
  • Анатолий Григорьевич Новиков (30.10.1896-)
  • Григорий Степанович Пирогов (1885-1931)
  • Александр Степанович Пирогов

Рязанцы – художники и скульпторы.

  • Петр Михайлович Боклевский (12.05.1816 - 1897)
  • Иван Петрович Пожалостин (25.05.1837 - 25.12.1909)
  • Анна Семеновна Голубкина (29.01.1864 - 1927)

Рязанцы – путешественники.

  • Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (14.01.1827 - 1914)
  • Василий Михайлович Головнин (8.04.1776 - 1831)

Они сражались за Родину.

Литература.

  1. Акульшин П.В. «История родного города». - Рязань, 2007.
  2. «Археология земли Рязанской».- М.: Наука, 1983.
  3. Гордость земли Рязанской. - М : Московский рабочий, 1970.
  4. Даркевич В. П. Путешествие в Древнюю Рязань. - Рязань: Новое время, 1993.
  5. Максаков А. Н. «Знаменитые рязанцы». - Рязань: РИАМЗ, 2001.
  6. О рязаночках святых, мудрых и достославных – Рязань, 1998.
  7. Попов И. П. Два века Рязанской истории. – Рязань: 1991.
  8. Солдаты славы не искали. М.: Московский рабочий, 1970.
  9. Тишины в отчем доме ради… - Липецк: Кода, 1994.
  10. Толченкин А. М. и др. История родного края. - Московский рабочий, 1983.
࠭妪 鳨 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru ������.�������