- Ошибка
Каждый должен оставить в жизни свой след, украсить делами своими ту землю, на которой родился.
(Н. И Лобачевский.)
Составлена учителем истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Рязани Лямцевой Надеждой Михайловной
Объяснительная записка.
В связи с кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества перед образованием стоят задачи, связанные с реализацией новых целей и ценностных ориентиров.
Человечество в 21 в. как бы заново переосмысливает мир.
Реализация личностно - развивающего подхода в обучении является необходимым условием перехода к новому содержанию образования, ценности и идеалы которого заявлены в Законе Российской Федерации «Об образовании», статье 14, где говорится, что оно «должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…»
Федеральная программа развития образования в России также нацеливает на решение этой главной проблемы в перестройке содержания образования.
Разработанная в нашей школе концепция предполагает введение развивающихся технологий обучения и воспитания.
Во внеклассной работе по истории заложены большие возможности патриотического и нравственного воспитания.
Элективный курс «История Рязанского края в лицах» углубляет и расширяет знания учащихся, полученные при знакомстве с краеведческим материалом на уроках истории Отечества.
Я стараюсь вместе с учащимися отбирать необходимый материал, формировать современный взгляд на происходящие события и людей, которые прославили Рязанский край.
Настоящая программа предназначена для учащихся 9-х классов полной средней школы.
Программа рассчитана на 17 часа.
Цель элективного курса « История Рязанского края в лицах» – расширение знаний о родном крае и его людях, развитие творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности и воспитание патриотизма.
Одна из ведущих задач - развитие мышления, активизация познавательных способностей, умений учащихся сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал.
Этот курс способствует расширению кругозора учащихся.
Знакомясь с историей рязанского края, учащиеся узнают о проявлении подлинного патриотизма нашими земляками.
Эта работа развивает познавательную активность учащихся, в совместной творческой работе рождается дружба, умение сотрудничать, творчески мыслить.
Изучать историю родного края – это не только усваивать перечень ее событий, но и черпать в ней народную мудрость и мужество, высокие патриотические чувства и вдохновение для грядущих дней.
Программа курса включает в себя 4 модуля.
Первый - теоретический. В нем дается представление об истории родного края, он знакомит учащихся с видными деятелями земли Рязанской и их вкладом в историю Родины.
Второй нацеливает на проведение экскурсий по родному краю, историческим местам и музеям Рязани.
Третий модуль программы посвящен встречам с интересными людьми нашего края, планирует подведение итогов работы в форме праздников, познавательных игр, викторин, олимпиад, фестивалей.
Четвертый - практический.
Каждый школьник готовит сообщение или реферат на заданную тему, опираясь на полученные знания. Большую роль в подборе материала имеет самостоятельная работа учащихся, активизируется их познавательная деятельность при подготовке сообщений, докладов, заочных путешествий и т. д.
Учитель в своей работе по этой программе может больше внимания уделять той или другой теме, менять последовательность изучения материала. Программа создает основы для творческого подхода в работе.
Во время занятий используются разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся с источниками и научными статьями, подготовка сообщений, докладов, рефератов, а также нацеливает учащихся на поисковую работу и создание компьютерных презентаций.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать факты из истории родного края;
- сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;
- применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;
- конспектировать изучаемый материал;
- высказывать мнение по изучаемому вопросу;
- готовить сообщения, доклады, рефераты;
- использовать информацию из различных источников;
- вести дискуссию.
Первая ступень усвоения – знакомство - рассматривается как запоминание и воспроизведение информации. Знание основывается на фактах и является методом усвоения информации или владения теорией. Категория знания включает: факты, понятия, хронологию, последовательность событий, теорию, принципы обобщения.
Вторая ступень – понимание и применение - рассматривается как знание, которое позволяет пользоваться имеющейся информацией. Понимание - более высокая ступень усвоения. Оно обнаруживается в умении схватить основной смысл изучаемого материала, использовать полученные данные для определения причинно-следственных связей, умение применять информацию.
Третья ступень – анализ, синтез, оценка - позволяет судить о ценности какой- либо идеи, объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; приводить оценки исторических событий, а также умение давать себе рефлексивную оценку.
Перечисленные ступени представляют этапы, которые достигает учащийся по мере овладения знаниями на уроках истории и занятиях по курсу
«История Рязанского края в лицах»
В 6-8 классах на уровне знакомства включается краеведческий материал в программу по истории России, а для тех, кто особенно интересуется историей родного края проводятся в 9 классах занятия элективного курса «История рязанского края в лицах», который рассчитан на 17 часа.
В 9 классе больше внимания уделяется выработке умений и навыков написания сообщений, рефератов, проектов на заданную тему и их защита на конференции, выступление с ними на семинарах и т. д. Идет усвоение материала на уровне понимания, применения и оценки.
Элективный курс
«История Рязанского края в лицах»
Тематическое планирование.
9 класс.
17 часов.
Тема занятия | Формы и методы обучения | Формы и средства контроля | |
1 | Вводный урок. Обзор литературы о Рязанском крае и знатных рязанцах. | Вводная лекция | Распределить темы сообщений и рефератов для учащихся |
2. | Как правильно оформить реферат и проект. | Занятие – практикум | Конспект |
3 | Знатные рязанцы. | Лекция | Составить таблицу, викторину, кроссворд. Написать сообщение. |
4 | «Отечества славные сыны». | Экскурсия в краеведческий музей. | Подготовить сообщение об одном из знатных рязанцев |
5 | Встреча с интересными людьми Рязани. | Устный журнал | Составить вопросы для интервью. |
6 | Рязанцы – деятели науки. | Семинар. | Сообщения о |
7 | Рязанцы – писатели и поэты. | Литературный вечер. | Подготовка сообщений. |
8. | Рязанцы – композиторы и певцы. | Устный журнал. | Сообщения об |
9-10. | Рязанские художники и их произведения. | Экскурсия в художественный музей. | Сообщение «Рязанские художники и их произведения» |
11- 12 | Они сражались за Родину. | Круглый стол. | Сообщения о М.Скобелеве, |
13 | Святые земли Рязанской | Работа с книгами: | Составление таблицы: |
14-15 | Конференция на тему: «Мой край Рязанский» | Конференция | Защита рефератов |
16-17 | Турнир знатоков «Гордость земли Рязанской» | Турнир Знатоков | Составить тест «Знатные рязанцы» |
9 класс.
Создание коллективного проекта на тему:
«Знатные рязанцы».
Рязанцы – поэты и писатели:
- СергейАлександрович Есенин (3.10.1895 - 28.12.1925)
- Алексей Силыч Новиков-Прибой (12.3.1877 – 29.4.1944)
- Яков Петрович Полонский (6.12.1819 – 18.10.1898 )
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (15.1.1826 – 28.4.1889)
- Александр Исаевич Солженицын - 1918г.
- Надежда Дмитриевна Хвощинская (1825-1889)
Рязанцы – деятели науки.
- Иван Петрович Павлов (16.09.1849 - 1936)
- Константин Эдуардович Циолковский (17.09.1857 - 19.09.1935)
- Иван Владимирович Мичурин (15.10.1955 - 7.06.1935)
- Павел Андреевич Костычев (1845 - 1895 )
Рязанцы –композиторы и певцы.
- Александр Васильевич Александров (01.04.1883 - 8.07.1946)
- Анатолий Григорьевич Новиков (30.10.1896-)
- Григорий Степанович Пирогов (1885-1931)
- Александр Степанович Пирогов
Рязанцы – художники и скульпторы.
- Петр Михайлович Боклевский (12.05.1816 - 1897)
- Иван Петрович Пожалостин (25.05.1837 - 25.12.1909)
- Анна Семеновна Голубкина (29.01.1864 - 1927)
Рязанцы – путешественники.
- Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (14.01.1827 - 1914)
- Василий Михайлович Головнин (8.04.1776 - 1831)
Они сражались за Родину.
Литература.
- Акульшин П.В. «История родного города». - Рязань, 2007.
- «Археология земли Рязанской».- М.: Наука, 1983.
- Гордость земли Рязанской. - М : Московский рабочий, 1970.
- Даркевич В. П. Путешествие в Древнюю Рязань. - Рязань: Новое время, 1993.
- Максаков А. Н. «Знаменитые рязанцы». - Рязань: РИАМЗ, 2001.
- О рязаночках святых, мудрых и достославных – Рязань, 1998.
- Попов И. П. Два века Рязанской истории. – Рязань: 1991.
- Солдаты славы не искали. М.: Московский рабочий, 1970.
- Тишины в отчем доме ради… - Липецк: Кода, 1994.
- Толченкин А. М. и др. История родного края. - Московский рабочий, 1983.